1. Аштанга йога
  2. 32 формы Ганеши
РУБРИКА:

Аштанга йога

32 формы Ганеши

32 формы Ганеши

#Аштанга_йога

Ганеша ( это не имя божества, а его звание или титул «Предводитель ганов или «небесного воинства»), слоновоголовый бог, ездящий на мыши, давно стал одним из самых популярных символов индуизма и Индии. Этот факт не только свидетельствует о большом значении Ганеши, но и показывает, какое важное место Ганеша занимает в массовом сознании. Сын Шивы и Парвати, Ганеша частично наделён внешностью слона: бивень, большие уши и человеческое тело с большим животом. Он – Владыка успеха и разрушитель всего негативного и препятствий. Ему также поклоняются как богу образования, знания, мудрости и богатства. Ганеша – одно из пяти основных индуистских божеств (другие божества суть Брахма, Вишну, Шива и Дурга) – в системе панчаятана пуджы.

Панчая́тана-пу́джа (Pañcāyatana pūja ) — система религиозного поклонения в традиции смарта в индуизме. Основоположником панчаятаны принято считать индуистского философа VIII века Шанкару. Панчаятана заключается в поклонении пяти основным формам Бога в смартизме (смартизм является реформированной древней брахманской традицией, ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта, разработанная философом Шанкарой): Шиве, Вишну, Деви, Сурье и Ганеше. В зависимости от местных традиций, в ходе проведения ритуала одно из этих божеств, иштадевата, находится в центре в окружении остальных четырёх. Пуджа проводится для всех пяти божеств, которые представлены либо в виде мурти (букв. «проявление», в индуизме — статуя или изображение определённой формы Бога), либо в виде пяти разных камней, либо пятью рисунками на земле.

Философски, последователи традиции смарта рассматривают эти пять божеств как различные проявления единого Сагуна-брахмана( Высший Абсолют, обладающий качествами, отличный от Ниргуна Брахмана, непроявленного, безличного, лишенный каких-либо качеств Абсолюта) , а не как разные божества. В храмах этой традиции, мурти основного божества, иштадеваты, помещают в центральном алтаре, а остальные — на более маленьких алтарях вокруг него.

Голова Ганешы сиволизирует Атман или душу, которая является высшей реальность человеческого существования, а его человеческое тело есть символ Майи или земного существования человеческих существ. Слоновья голова символизирует мудрость, а единственный бивень представляет «Ом», звуковой символ божественного начала. В своей верхней правой руке Ганеша держит стрекало, которое помогает ему побуждать человечество идти по вечному пути духовного самопознания и устранять с этого пути препятствия. Петля (аркан) в левой руке Ганешы позволяет ему устранять любые затруднения. Сломанный бивень, который Ганеша держит, подобно перу, в нижней правой руке, служит символом жервы: Ганеша сломал этот бивень ради того, чтобы записать Махабхарату. Чётки в ещё одной руке указывают на то, что поиск знания должен быть непрерывным. Ладду (сладкий шарик), нанизанный на бивень, обозначает, что человек должен познать сладость Атмана. Большие слоновьи уши Ганешы указывают на то, что он слышит все обращённые к нему прошения. Змея, обвившаяся вокруг его талии, представляет энергию во всех её формах. Ганеша достаточно смиренен для того, чтобы ездить на нижайшем из творений, мыши.

Мушика (Mooshika, Mushika, санскр. mūṣaka), или мушикавахана — зверёк-вахана на которой ездит верхом бог-слон Ганеша, и Мушика пожирает любые препятствия на пути. Силой мантр Мушика становится большой или маленькой. Она знает все ходы и выходы в тонком подсознании человека.

По легенде Ганеша победил великана эгоизма Ганджамукха(сура) и он превратился в Мушику. Имя Мушика значит «маленькое сокровище».

Однажды жил Асура Гаджамукхасура со слоновьей головой. И он случайно услышал разговор, в котором сравнивали его с Ганешем (естественно, в нелицеприятном свете). Завидуя и злясь, он стал ходить вокруг Кайлаша и звать Ганеша сразиться! Ганеша нехотя вышел и… Гаджамукхасура вдруг обнаружил себя лежащим на спине с приставленным к горлу сломанным бивнем.Он спросил изумленно:

— Как Ты это сделал, я даже не успел увидеть ни одного Твоего движения!

Ганеша засмеялся, сотрясая животом! Асура прикоснулся к его стопам и попросил:

— Прости меня за мою глупость и невежество и позволь мне всегда следовать за тобой и служить тебе. Я вижу, что мне нужно еще очень многому у тебя учиться.

— Чему именно ты хочешь у меня научиться? — спросил Ганеша.

— Твоей скорости. Если б я смог хоть однажды передвигаться так же быстро, как Ты, я бы умер спокойно.

Глаза Ганеши сверкнули веселым блеском. Он прищурил их и сказал:

— И ты сказал, что ты желаешь служить мне? Что ж, будь быстрым, умным и маленьким — мышью, с острым-преострым зрением! Ты будешь передвигаться с быстротой дождевых облаков в мансун, и вместе мы объездим весь мир! О, мой Мушика, с глазами яркими как звезды, пусть ты понесешь меня в самые удаленные уголки вселенной и разделишь со мной мою радость и печаль!

В один момент гигантский демон был превращен в Мушику, крошечную серую мышку со сверкающими глазами и длинным хвостом. С тех пор и навечно он служит Ганеше.

Мушика изображался в форме зооморфного животного неясного вида. Есть разные версии вида животного: землеройка ,мышь или крысаи собака. Слово «мушика», значащее просто «мышь», родственно русскому слову «мышь» (оба языка относятся к индоевропейское группе, и в русском известны такие заимствования как, например, корень бага — основа слов «благо», «бог», «богатство». В древних языках подобные слова часто не различали отдельные виды животных, и фактически значением было «маленький зверёк наподобие грызуна».

Ганеша - бог устранитель препятствий. Он создаёт препятствия, и он же их устраняет. Поклоняющиеся ему люди верят, что он устранит все препятствия на их пути, где бы они ни встретились на дороге и на море, в путешествии, в изучении наук или ремесел, в занятиях музыкой и танцами. Поэтому на многих учебных заведениях помещают изображение Ганеши, как, впрочем, и в магазинах, где от него ждут поддержки в делах торговли.

В духовном смысле он создаёт препятствия нашим нездоровым мыслям, речам и действиям, и устраняет препятствия для наших здоровых моделей мышления и поведения.

Изображается Ганеш с головой слона, с двумя или более, руками ( в зависимости от того, какого он возраста изображается). Если он ребёнок - с двумя руками, более старшего возраста - рук может больше, до 32-х.

Ганеше молятся перед началом любого дела. "Каждый раз, когда люди начинают проекты и планы, первым делом они поклоняются Ганеше, чтобы получить нужные их подробности в нужный момент... Даже дэвы, действуя в творении, первым делом призывают эту энергию Ганеши. С него начинаются ритуалы. С него начинаются божественные проекты... Студенты призывают Ганешу, чтобы получить лучшее образование. Его призывают во время свадебного ритуала, чтобы не было бед в семейной жизни. Первый половой акт между мужчиной и женщиной совершается после призывания Ганеши. Он везде! В индийской традиции его не избежать. При каждом важном событии он тот, кого призывают первым. Если присутствует он, все другие дэвы присутствуют в должном порядке, и награждают милостью обращающихся к ним.

Напмоним, что Вахана (ездовое животное) Ганеши - маленькая мышка. Мышка мала, да удала, очень сильна, проникнет в любую щель. Она проникает туда, где не могут пройти остальные, имеющие тела большего размера. Эта чудесная мышка принимает разные образы, передвигается сквозь время и пространство.

Символизм Ганеши , ездящем на мыши, несёт такое послание: «Вы можете нести большую мудрость, но будьте также и умелы, только тогда ваша мудрость будет полезна и вам, и другим. Иначе вы лишь пронесёте её всю жизнь, как осёл несёт груз.

У Ганеши широкие уши. "Они несут следующее послание: «Лучше слушать, чем говорить». Всегда мудрее послушать сначала других, прежде чем говорить самому. Выслушать полностью, проанализировать и понять сказанное, выявить суть речи и то, что несущественно, а затем ответить.

Ганеша - бог мудрости. Именно Ганеша записал Веды под диктовку Вьясы.

Однажды Вьяса, решил записать Веды, почувствовав приближение Кали-юги, эпохи деградации сознания, когда память людей слабеет, и они нуждаются в письменности, чтобы записать те знания, которыми владеют.

Это было чрезвычайно трудное дело, и Вьяса нуждался в помощнике. Он бросил клич по всей Вселенной, взывая о помощи.

Никто из живых существ не захотел принять на себя такую ответственность, как записать Веды. Они чрезвычайно обширны и потребуется бесчисленное количество лет, чтобы исполнить этот подвиг. И только Ганеша согласился помочь Вьясе. Однако он поставил условие: «Так как Веды неизмеримо велики, я возьму на себя обет непрерывно записывать, а ты должен дать слово, что будешь диктовать без остановки». Вьяса принял условие Ганеши. Поэтому Веды иногда пространны, многословны – это Вьяса обдумывал и оттачивал свою мысль, а иногда конкретны и сияют, словно алмаз.

Ганеша записывал со слов Вьясы, не останавливаясь ни на секунду, но вот однажды сломалась палочка, которой писал Ганеша. Тогда он, чтобы не нарушать обет, не раздумывая, сломал свой бивень и продолжал записывать им слова Вьясы.

В память об этой безупречной преданности, существует традиция изображать Ганешу с отломанным бивнем в руках, как символом полного самопожертвования. Главное благословение Ганеши - обретение Мудрости, духовного Знания, Знания собственной природы.

Мантры Ганеши

  • 1.ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ.
  • Является главной мантрой богу Ганеше. Она дарует чистоту намерений, удачу в бизнесе и убирает препятствия с пути.

2. ОМ ШРИ ГАНЕШАЙЯ НАМАХ.

В результате повторения этой мантры достигается успех в любых коммерческих делах, реализуется стремление к совершенству, глубинное знание мира, расцвет талантов.

Ведический календарь

В месяце Бхадрапада (август-сентябрь) проводится фестиваль Ганеша-чатуртхи, празднующий день рождения Ганеши, самого любимого и самого почитаемого божества индуизма.

Бхадрапада — В национальном календаре Индиибхадрапада является 6 месяцем года, начинающимся 23 августа и заканчивающимся 22 сентября. В нём 31 день.

В солнечных религиозных календарях месяцбхадрапада начинается со вхождения Солнца всозвездие Льва, и считается 5 месяцем в году.

На восьмой день месяца празднуютРадхаштами - день явления Радхарани. Он наступает через четыре дня после Ганеша чатуртхи.

В лунном календаре под управлением Ганеши находится 4 лунный день (и светлой, и тёмной половины месяца).

День рождения Ганеша празднуют во время светлой половины месяца, в четвёртый лунный день после Новолуния (шукла-чатуртхи титхи) месяца Бхадрапада.

В этот день не рекомендуется смотреть на Луну.Причина - символически и очень красочно описана в Пуранах и других Писаниях.

Однажды, когда с Ганешей в день его рождения случилась одна интересная история. Ганеша получил от друзей огромное количество своих любимых сладостей Modak и, как самый большой сладкоежка, съел все и решил, что нужно прогуляться. Ганапати сел на свою мышь и отправился на прогулку. В небе блистала луна, был чудесный вечер. Вдруг выползла змея, мышь от страха споткнулась и Ганеша со всего маху упал, переполненный живот лопнул от удара об землю. Ганеша, не растерявшись, взял виновницу змею, завязал лопнувший живот и отправился в дальнейший путь. Бог Луны, Чандра , увидев все это, рассмеялся, а разгневанный Ганеша взял один из своих бивней, кинул в луну, разделив ее на две части и послал проклятье. "За то, что ты, Чандра, посмеялся надо мной, отныне люди никогда не будут смотреть на тебя! День за днём ты будешь убывать и чахнуть пока совсем не исчезнешь". Чандра взмолился о прощении и властелин препятствий смягчил проклятие: "Ты будешь убывать в первой половине месяца, а потом снова расти во второй. На тебя нельзя будет смотреть только одну ночь в году, в Ганеша-чатуртхи, т.е. на четвертый день прибывающей луны месяца Бхадрапада". С тех пор луна каждые 15 дней уменьшается, и ее лицо полностью появляется в небе лишь ненадолго, а в день рождения Ганеши Чатуртхи на луну смотреть нельзя вовсе.

Множество мифов связано с мудростью Ганеши. Однажды Ганеша и его брат Картикея (или Сканда (санскр. स्कन्द — «излитый». Сканда был сыном Шивы и Парвати, рождённым ради уничтожения демона Тараки, который по слову Брахмы не мог быть убит никем, кроме сына Шивы. При зачатии семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог его удержать и бросил в небесную реку Гангу. После этого Ганга отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали Криттики — олицетворение созвездия Плеяд. Отсюда его второе имя — Карттикея. Со временем Сканда возглавил небесное войско, убил Тараку и множество других демонов), Изображается в виде юноши, часто с шестью головами и двенадцатью руками и ногами. Другие имена: Шаравана, Кумара, Махасена, Гуха, Субрахманья. Его атрибуты — лук, копьё и знамя с изображением петуха. Его вахана (ездовое животное) — павлин. Считается также, что Сканда покровительствует не только воинам, но и ворам) затеяли спор - кто из них старше, и слух об этом дошел до их отца бога Шивы. Шива решил, кто первый обойдет трижды вокруг Земли, тот и старший. Картикея сел на свое ездовое животное-павлина и удалился. Ганеша понимал, что на своей мыши не угонится за братом. Он поклонился в ноги родителям, семь раз обошел вокруг них и обратился к своему отцу Шиве : "Бог Брахма говорил, что Мать по своей доброте и любви к детям важнее Земли, а тело Отца вмещает в себя всю Землю". Так, благодаря своей смекалке и мудрости, Ганеша одержал победу и считается старшим сыном Шивы.

Астрологически для привлечения энергий Ганеши хорош четверг. Он господь мудрости, называемый Юпитером. Он — проникающее сознание, которое тоже называется Юпитером. Так что поклонение Ганеше больше проводится по четвергам.

Ганеше поклоняются во все те месяцы, где владыкой месяца является Юпитер — такие как месяцы Рака, Стрельца и Рыб. В эти месяцы четверги имеют особую важность, они считаются особенными для призывания энергий Ганеши".

Мифы о рождение Ганеши, объясняющие почему у Ганеши голова слона

Однажды, во время церемонии купания, у Гаури, прекрасной супруги Шивы, возникла мысль, что кто-то посторонний может побеспокоить её своим неожиданным визитом. Она тут же, чтобы оградить себя от внешнего мира, сотворила из глины (которую она использовала для очищения тела) сына, да) именноГанешу. Глина была красного цвета (ракта), телоГанеши - красноватого цвета.

Гаури поставила Ганешу на входе, и он ревностно стал исполнять свои обязанности стража, не пропуская никого. И, когда пришёл Шива, Ганеша и ему преградил путь. За что Шива снёс ему голову своим трезублем, приняв за чужака, вторгшегося в его покои. Как это обычно бывает, это, на первый взгляд, печальное событие, обернулось для Ганеши особым благословением.

Гаури была глубоко потрясена произошедшим. Шива стал её утешать. И тогда, по просьбе Гаури, Шива пообещал вернуть жизньГанеше и сделать его достойным поклонения.

"Голова того глупца, который спит головой на север, будет отдана Ганеше" - промолвил Шива. (Согласно ведическим Писаниям, спать головой на север - неблагопритно). И слуги Шивы отправились искать голову для его сына.

Они нашли большого слона, царя среди его собратьев, который спал, лёжа головой на север. Они отсекли ему голову и доставили своему повелителю. Ко всеобщей радости, Шива тут же присоединил голову к телуГанеши.

Шива благословил сына, сказав, что повсеместно ему будет воздаваться добросовесное поклонение. Он дал ему необычную должность - управитель всех видов препятствий.

Вообще версий истории рождения Ганеши - множество.

Вараха-пурана приводит такую историю:

Рождение Ганеши - было ответом на просьбы богов. Прекрасный юноша возник из улыбки Шивы, и Парвати взглянула на него глазами, полными любви. Шива разгневался и проклял юношу, сделав его толстобрюхим и слоноголовым. Из тела гневного Шивы вышло множество безобразных духов (винайяка). Брахма успокоил Шиву, и по его просьбе Шива назначил рожденного из его улыбки юношу повелителем всего воинства духов.

Он также попросил его препятствовать усилиям злых людей и облегчать работу добрых.

Ребёнку дали восемь имён: Вигхнеша, Ганеша, Херамба, Гаджаната, Ламбодара, Экаданта, Шурпакарна, Винайяка.

Боги почтили Ганешу гимном:

ом шрим хрим клим

ганешварайя брахмасварупайя чараве

сарвасиддхи прадешайя

вигхнешайя намо намах

Шива сказал: "Сегодняшний день станет днём твоего рождения. Тем людям, кто будет тебе поклоняться ежегодно в этот особый день, ты поможешь достичь исполнения всех желаний! Пусть в этот день тебе будет поднесена самая разнообразная пища, в особенности такие изысканные блюда, как параманна (сладкий молочный рис) и апупы (булочки, жаренные на гхи).

Да исполнятся все желания тех, кто будут поклоняться тебе и совершат подношение из 21 листика священной травы куша! (Число 21 - любимое число Ганеши, поэтому считается, что оно приносит удачу). Они станут праведниками и достигнут счастливой жизни в окружении внуков и правнуков, следование этой традиции принесёт благоденствие всей их династии".

видйартхи ча лабхет видйам дханартхи ча лабхед дханам бхарйартхи ча лабхед бхарйам сукхартхи ча лабхет сукхам

По милости Ганеши стремящийся к знанию да обретёт его!

Желающий богатства пусть станет богатым.

Ищущие жену (мужа) да обретут их!

Мечтающий о счастье пусть станет счастливым!

Сканда Пурана

А для тех, кто имеет духовного Учителя, сказано:

сарва-дева-майо гурух

Все небожители и их божественные силы

одновременно проявлены в истинном духовном Учителе.

Коротко приведём еще несколько версий рождения Ганеши мифов.

В одних говорится, что Парвати мечтала о сыне, но Шива не даровал ей этого счастья. Тогда она силой своего желания отделила от своей кожи крохотного ребенка и стала любовно вскармливать его своим молоком.

Существует и вариант мифа, согласно которому Шива, жалея возлюбленную, сжал в комок край ее светлой одежды и назвал его сыном. И ребенок ожил от тепла ее груди.

Парвати, гордясь красотой ребенка, просила всех полюбоваться им и с этой же просьбой обратилась к жестокому богу Шани, который мог уничтожить все, на что только ни бросит взгляд. Неразумная мать настояла на том, чтобы Шани взглянул на мальчика, и тотчас голова ребенка исчезла. Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится. Таким существом оказался слон.

Из-за тяжелой слоновьей головы Ганеша не мог вырасти стройным и высоким, но в его коротком широком теле билось доброе сердце, и все его любили. Он рос умным и спокойным, а когда повзрослел, то Шива возвел его в сан повелителя всех подчиненных ему полубогов и духов. Ганеша при помощи богини Сарасвати постиг многие науки, и потому всегда благоволит к людям, стремящимся к знаниям.

Хотя Ганеша считается старшим сыном Шивы и Парвати, пураны относят его происхождение за счет одного или другого из этой супружеской пары, но только не их обоих. Здесь можно отметить, что Шива и Парвати не могли иметь общего потомства. Боги, опасавшиеся, что дети, рожденные от такого союза, могут оказаться слишком ужасными, чтобы жить рядом с ними, попросили Шиву не порождать детей. Шива согласился, но Парвати, узнав об этом, пришла в ярость и заявила, что в таком случае жены других богов должны тоже стать бесплодными, как она, и прокляла их соответствующим образом. В результате все богини утратили способность рождать детей. Так называемые сыновья и дочери богов либо рождены из головы, либо произведены на свет каким-то таинственым способом, который смертным неизвестен.

Надо отметить, что слон считается животным в высшей степени предусмотрительным и мудрым, и, возможно, голова Ганеши символизирует именно эти его качества.

В "Вараха-пуране" говорится, что Ганешу в одиночку породил Шива. "Бессмертные боги и святые мудрецы, видя, что ни им, ни другим в совершении добрых и злых дел не препятствуют никакие трудности, собрались на совет относительно того, каким образом можно воспрепятствовать совершению злых дел, и запросили мнение Шивы, сказав ему: "О Махадева! Бог богов, трехглазый обладатель трезубца, только ты один можешь создать существо, способное препятствовать совершению недолжных деяний". Услышав эти слова, Шива взглянул на Парвати, и, пока он думал о том, как ему выполнить желание богов, из блеска, исходившего от его лица, появился юноша, излучающий сияние, наделенный качествами Шивы, настоящий второй Рудра, красота которого очаровала женское население небес.

"Когда Ума (Парвати) увидела его красоту, ее охватила ревность, и в гневе она произнесла такое проклятие: "Ты не будешь оскорблять мой взор своей юношеской красотой, обрети слоновью голову и огромный живот, и тогда вся твоя красота улетучится". Затем Шива обратился к своему сыну и сказал: "Имя тебе будет Ганеша, сын Шивы. Ты будешь первенствовать над винаяками и ганами, от тебя будет исходить успех и разочарование, и велико будет твое влияние среди богов, в жертвоприношениях и во всех делах. Поэтому тебе первому будут поклоняться и тебя первого будут призывать по любому поводу, а цели и молитвы того, кто уклонится от этого, не будут иметь успеха".

В "Сканда-пуране" приводится еще один рассказ о происхождении Ганеши. "В период сумерек, который наступил между Двапара и Калиюгой, женщины, варвары, шудры и другие служители греха", посетив храм в Сомнатхе, получили доступ на небеса. В результате небеса оказались переполнены, а ад обезлюдел. В этом затруднительном положении Индра и другие боги обратились за помощью к Шиве, который попросил их адресовать свои жалобы к Парвати. Ублаготворенная ими Парвати потерла свое тело и "произвела удивительное существо с четырьмя руками и слоновьей головой", который стал препятствовать людям восходить на небеса, замещая их стремление к паломничеству (особенно в Сомнатх) страстью к богатству. Возможно, эта история была изобретена какими-нибудь изобретательными жрецами Сомнатха с целью привлечь к этому храму паломников.

Один из своих бивней Ганеша, как сообщает легенда, потерял при столкновении с Парашурамой, то есть человеческим воплощением бога Вишну. Парашурама пришел навестить Шиву, тот спал, и Ганеша отказался его будить. Не сдержал Парашурама гнева, увидев, что ему чинит препятствие этот странный юноша, и одним взмахом топора отрубил ему бивень. Никто не посмел нарушить волю Парашурамы и исправить содеянное им, поэтому Ганеша навеки остался с одним бивнем.

Разные Пураны повествуют о том, что Ганеша воплощается ради убиения демонов и помощи добрым людям. "Мудгала Пурана" приводит восемь воплощений Ганеши, а демоны приводятся в форме человеческих страстей:

Вакратунда - побеждает демона зависти Матсарасура.

Экаданта - побеждает демона высокомерия Мадасура.

Маходара побеждает демона заблуждения Мохасура.

Гаджанана - побеждает демона жадности Лобхасура.

Ламбодара - побеждает демона гнева Кродхасура.

Виката - побеждает демона вожделения Камасура.

Вигхнараджа - побеждает демона стяжательства Маматасура.

Дхумраварна - побеждает демона привязанности Абхиманасура.

Ганеше рекомендуется поклоняться перед началом любого важного дела, земледельческих работ, свадебной церемонии, новоселья, путешествия, учёбы.

Важность поклонения Ганеше перед началом дела подчеркивается многими Пуранами. Шива, прежде чем начать битву с Трипурой, поклонялся Ганеше; Рама - перед битвой с Раваном; Шеша - перед тем, как взять себе на спину Землю; Индра - перед победой над Вритрой; Дурга - перед убиением Михишасуры; Кришна - перед тем,как снять с себя ложное обвинение; Вишну - перед встречей с Бали; Брахма - перед тем, как начать творить, Манматха - перед тем, как очаровать весь мир.

Имена Ганеши:

Гаджамукха (лик слона)

Вакратунда (загнутый хобот)

Ламбодара (выступающий живот)

Кхарва (короткие ноги, телосложение карлика)

Виката (странная необычная внешность)

Шурпакарнака (уши, подобные опахалам)

Храсванетра (маленькие глаза)

Ламбанасика (длинный хобот)

Шьямаданта (черные бивни)

Дхумраварна (пепельный цвет тела)

Дигамбара, Вьягхрачарма (отсутствие одежды, шкура тигра в качестве одежды)

Кхалвата (лысая голова)

Чарвана-лаласа (любящий поесть)

Гудха-гулпха (скрытые лодыжки)

Камандалу-дхара (имеющий кувшин для воды)

Акху-кетана (мышь на знамени или как вахана)

Поклонение Ганеше:

Есть четыре особенности: поклонение листьям травы дурва; декламация Ганеша-мантры; ношение на лбу отметки пундра, нанесённой красной сандаловой пастой; соблюдение четвёртого дня лунного месяца, посвящённого Ганеше.

Поклонники Ганеши из неиндуистской, например, русскоязычной среды, обычно упрощают поклонение Ганеше. Сооружается импровизированный алтарчик, ставятся туда статуэтки или изображения Ганеши, Лакшми,Будды, монахов, также всех, кто почему-либо нравится из пантеона любых религий и традиций,и устраиваются пуджи, преподносятся цветы, благовония, молитвы... При этом считается, что Ганеша любит всё оранжевого цвета -цветы, конфеты, кукурузную кашу и т.п. Главное в таком случае, что все производимое в качестве ритуала поклонения должно быть в радость и от души.Так неиндуистские преданные Ганеши считают, что вегетарианская пища с любовью и преданностью предложенная Ганеше, становится прасадом. Такой прасад , верят они, очищает человека изнутри, очищает мысли человека, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Прасад должен съесть сам поклоняющийся, а также раздать его всем нуждающимся. Любой, вкусивший священного прасада, очистит свое сознание и обретет вечное блаженство.

Прасад - священная пища, и его нельзя выбрасывать в помойное ведро или мусоропровод. Рекомендуется, если все же по той или иной причине вы вынуждены выбросить прасад, то либо отдайте его животным, либо заройте в землю, либо бросьте в воду. Ганеша рад любым подаркам которые от души, особенносладостям. Примет он и любое украшение, допустим,золотую цепочку. Также танец, цветы. Иногда Ганешаспособен обратиться к такому своему преданному на чистейшем русском языке, например сказать : «Меня кормить не нужно, я каждому могу всё дать, накорми голодного - дай тому, подобно как я даю, откроешь меня в себе своими действиями».

Ганеша управляет центром Муладхара

У этого центра четыре лепестка красного цвета. С Ганешей связывают красный цвет. Аркан, который держит Ганеша, символизирует желание или привязанность, над которыми Ганеша имеет власть. Также считается, что цветы красного цвета особенно дороги Ганеше.

Ганеша и его 32 формы

1. Бала Ганапати (Bala Ganapati) - Возлюбленный ребенок

Этот ребенок с головой слона и четырьмя руками, имеет кожу цвета лучей восходящего солнца. В руках он держит банан, манго, джекфрут (восточноиндийское хлебное дерево) и сахарный тросник, а также его любимые сладости модака в хоботе. Символизирует богатство и плодородие.

2. Таруна Ганапати (Taruna Ganapati) - Юный Ганеша

Восьмирукий Таруна Ганапати, «молодой» или «юный», держит в руках петлю, стрекало, сладости модака, древесное яблоко (wood-apple), сизигиум (гвоздичное дерево, «розовое яблоко»), свой сломанный бивень, побег риса-сырца, и стебель сахарного тростника. Его яркий красный цвет символизирует цветение молодости.

3. Бхакти Ганапати (Bhakti Ganapati) Преданный

Он сияет, как полная луна в сезон сбора урожая. Украшенный гирляндой из цветов, Бхакти Ганапати ласков к тем, кто ему поклоняется. Он приятен для созерцания, в руках держит банан, манго, кокос, и миску с паяса (молочные сладости).

4. Вира Ганапати (Vira Ganapati) - Отважный воин

Вира Ганапати - это Доблестный воин, изображается красного цвета, и имеет суровый вид, в своих 16-ти руках он держит разнообразное оружие, которое символизирует могущество разума: стеркало, чакра (метательный диск), дротик, лук, стрела, меч, щит, большой молот, булава, петля, киркомотыга , боевой топор, трезубец, змея и знамя.

5. Шакти Ганапати (Shakti Ganapati) - Могущественный

Могущественный, одной рукой он обнимает сидящую у него на коленях Шакти, окрашенную в зеленый цвет. Сам он оранжево-красный, держит в руках гирлянду из цветов, петлю, стрекало, и дарует благословление абхайя мудрой. Эта форма Ганапати почитается в Тантризме.

6. Двиджа Ганапати (Dvija Ganapati) - Дваждырожденный

Дваждырожденный. У него четыре головы, как у Брахмы, в руках держит свиток, четки, камандалу (сосуд для воды) и данду (посох), а также, иногда, петлю и стрекало. Тело у Двиджа Ганапати цвета луны, а на руках он носит браслеты в виде молний.

7. Сидха Ганапати (Siddhi Ganapati) - Бог свершений

Желто-золотой Сидха Ганапати - ╚Совершенный╩, является божеством достижений и контроля над собой. Он держит букет цветов, манго, сахарный тростник и топор, а в хоботе сладости из семян сезама.

8. Учхишта Ганапати (Uchhishta Ganapati) - Тантрическое божество

Господь Благословенных Даров и Страж Культуры. Учхишта Ганапати голубого цвета, имеет шесть рук. Одной рукой он поддерживает свою Шакти, в остальных держит вину, гранат, цветок голубого лотоса, четки и побег риса-сырца

9. Вигхна Ганапати (Vighna Ganapati) - Владыка препятствий

╚Владыка Препятствий╩, он золотого цвета, украшен драгоценностями. В своих восьми руках он держит раковину и диск, лук из сахарного тростника и цветочные стрелы, также топор, петлю, стрекало, букет цветов. Иногда Ганеша может изображаться еще и со своим бивнем, сладостями модака и гирляндой.

10. Кшипра Ганапати (Kshipra Ganapati) - Быстро действующий бог

Он красивый и красный как цветок гибискуса, в руках держит свой сломанный бивень, петлю, стрекало, веточку дерева кальпаврикша (дерева исполняющего желания), а также горшочек с драгоценностями в хоботе.

11. Херамба Ганапати (Heramba Ganapati) - Защитник слабых

Пятиликий, темно-зеленого или белого цвета Херамба Ганапати - Защитник слабых. Он ездит на льве, две его руки находятся в положении Абхайа (защита) и Варада (дарование) мудрах. В оставшихся руках Ганапати держит петлю, четки, бивень, гирлянду, топор, большой молот, фрукт и сладости модака.

12. Лакшми Ганапати (Lakshmi Ganapati) - Тот, Кто дарует успех

Две его шакти - Сиддхи (успех) и Буддхи (разум) - сидят по обе стороны от него и держат голубые лотосы. Одной рукой он показывает знак Варада (дарование) мудры, в оставшихся руках он держит петлю, стрекало, зеленого попугая, гранат, меч, побег дерева Кальпаврикши (дерево, исполняющее желания), а так же камандалу (сосуд для воды). В этой ипостаси Ганеша чисто белого света.

13. Маха Ганапати (Maha Ganapati) - Великий

Великий, он сопровождается одной из своих шакти, которая сидит у него на колене держа в руках лотос. Этот аспект Ганапати красного цвета, имеет три глаза и в короне у него полумесяц. В руках он держит свой бивень, гранат, голубую лилию, лук из сахарного тростника, лотос, гада (булава), петлю, чакру, побег риса сырца и горшочек с драгоценностями. Он также является тантрической формой.

14. Виджая Ганапати (Vijaya Ganapati) - Победоносный

Красный, четырехрукий, восседающий на крысе, Виджая Ганапати - это победоносный даритель успеха. Отличительными чертами его являются сломанный бивень, стрекало, петля, а также его любимый фрукт - ароматный золотой манго.

15. Нритья Ганапати (Nritya Ganapati) - Радостный танцор

Нритья Ганапати - четырехрукий, золотого цвета, носит кольца на пальцах, в руках держит бивень, петлю, стрекало, и иногда сладости модака. Он танцует под деревом Кальпаврикша, символизируя этим кипучую активность и радость.

16. Урдхва Ганапати (Urdhva Ganapati) - Тантрик

Урдхва Ганапати сидит, держа на левом бедре одну из своих шакти, она зеленого цвета. Сам он золотой окраски, в своих шести руках он держит побег риса-сырца, лотос, лук из сахарного тростника, стрелу, свой бивень и голубую водяную лилию.

17. Экаакшара Ганапати (Ekaakshara Ganapati) - Владыка одного слога (Gam) - одной опоры

Красного цвета, одетый в красные шелковые одежды, носящий гирлянду из красных цветов с полумесяцем в короне, он сидит в падмасане на своем ездовом животном (мушика). У него три глаза и короткие руки и ноги, Экаакшара Ганапати держит гранат, петлю и стрекало в трех своих руках, а четвертой показывает Варада мудру (дарение).

18. Варада Ганапати (Varada Ganapati) - Дарующий блага

Варада (или Вара) Ганапати - это даритель благ, у него три глаза, сам он красного цвета, а корона на его голове украшена полумесяцем. Он держит в руках петлю, стрекало, блюдо с медом, а в хоботе горшочек с драгоценностями. В тантрическом варианте божество изображено со своей шакти, сидящей у него на колене.

19. Трьякшара Ганапати (Tryakshara Ganapati) - Владыка трех букв - AUM (OM) - трех опор

Он - владыка трех букв (А-У-М), золотой окраски, с маленькими метелочками на огромных висячих ушах. В руках он держит бивень, петлю и стрекало, а в хоботе сладости модака.

20. Кшипра-Прасада Ганапати (Kshipra-Prasada Ganapati) - Обещающий скорое вознаграждение

Он тот, кто обещает скорое вознаграждение. Кшипра-Прасада Ганапати восседает на троне из травы куш, в этой форме его огромный живот особенно заметен, и он символизирует проявленную Вселенную. Ганеша держит в руках петлю, стрекало, бивень, лотос, гранат и веточку дерева исполняющего желания.

21. Харидра Ганапати (Haridra Ganapati) - Золотой

Золотой, облаченный в ярко желтые одеяния, он невозмутимо восседает на королевском троне. В своем хоботе Харидра Ганапати держит сладости модака, в руках петлю, чтобы привлекать своих преданных еще ближе, и стрекало, чтобы понукать их двигаться вперед. Иногда он еще держит свой сломанный бивень.

22. Экаданта Ганапати (Ekadanta Ganapati) - Одноклыкий

Одноклыкий Ганапати различается голубым цветом и огромным животом. Он держит топор, которым отрубает путы невежества, четки, ладу (сладости), и свой правый бивень.

23. Сришти Ганапати (Shrishti Ganapati) - Творец

Восседающий верхом на своей вахане (крысе) Сришти Ганапати является Владыкой радостного Проявления. Это активное божество красного цвета, держит петлю, стрекало, плод манго и бивень - символ самопожертвования.

24. Удданда Ганапати (Uddanda Ganapati) - Каратель зла

Удданда Ганапати отважный страж Дхармы, закона бытия. В своих десяти руках он держит горшок с драгоценностями, голубую лилию, сахарный тростник, булаву, цветок лотоса, побег риса-сырца, гранат, петлю, гирлянду и свой бивень. В тантрических мурти Ганеша изображается с сидящей у него на колене зеленой шакти, держащей в руках цветок лотоса.

25. Ринамочана Ганапати (Runamochana Ganapati) - Освободитель от оков

Избавитель человечества от вины и рабства, Ринамочана Ганапати имеет алибастрово-белую кожу, одет в красные шелка. Он держит петлю и стрекало, бивень и любимый фрукт - розовое яблоко (сизигиум).

26. Дхундхи Ганапати (Dhundhi Ganapati) - Зрело мыслящий

Дхундха Ганапати - тот, к которому стремятся. Он красного цвета, в руках держит четки из рудракши, сломанный бивень, топор и ратнакумбха (горшочек с драгоценностями), символизирующий сокровища пробуждения, которые он бережет для своих пылких преданных.

27. Двимукха Ганапати (Dwimukha Ganapati) - Двухликий

Иногда его называют Янусом, по примеру римского божества, поскольку он имеет две головы, смотрящие в разные стороны. В этой форме Ганапати сине-зеленого цвета, одетый в красные одежды, носящий корону, усыпанную драгоценными камнями. В четырех руках он держит петлю, стрекало, бивень и горшочек с драгоценностями.

28. Тримукха Ганапати (Trimukha Ganapati) - Трехликий

Тримукха Ганапати - Трехликий Бог, он красного цвета, сидит в центре золотого лотоса. В руках держит молитвенные четки, петлю, стрекало и горшок и нектаром. Правой рукой он показывает абхая мудру (защита), а левой варада мудру (дарение, благословение).

29. Симха Ганапати (Simha Ganapati) - Едущий на льве

Он белого цвета, едет на льве и в одной из рук показывает второго льва, что символизирует его силу и бесстрашие. В остальных руках он держит веточку дерева исполняющего желания, вину, лотос, букет цветов и горшок с драгоценностями.

30. Йога Ганапати (Yoga Ganapati) - Великий йогин

Йога Ганапати поглощен начиткой мантры, его колени связаны в йогической позе. Цвет этого мурти - цвет утреннего солнца, одет он в голубое, в руках держит четки, палку для йоги, петлю и стебель сахарного тростника.

31. Дурга Ганапати (Durga Ganapati) - Спаситель

Дурга Ганапати v Непреодолимый, Победитель тьмы. У него огромное тело цвета червленого золота, в правых руках он держит четки, стрелу, стрекало и бивень, а в левых - петлю, флаг, лук и розовое яблоко (сизигиум). Одежда на нем красного цвета.

32. Санкатахара Ганапати (Sankatashara Ganapati) - Рассеивающий печали

Его изображают с кожей красного цвета, в голубом одеянии, восседающим на красном лотосе. Сопровождает его шакти зеленого цвета, она сидит на его бедре, держа в руках голубой цветок. В руках Санкатахара Ганапати держит петлю, стрекало, чашу с паяса (молочные сладости), правой рукой он показывает Варада мудру (дарение). Если изображение Ганеши не тантрическое, он предстает без своей шакти...

Ганеша, тантрическая интепретация мифа о рождении и облике

Имя Ганеша образовано сочетанием двух слов: гана и иша.

Гана — это все существа, имеющие имя и форму , а иша — Господь. Таким образом, Ганеша — это бог всего сущего, всего сотворенного. Титул Ганеша был присвоен второму сыну Шивы, когда он стал хранителем, или владыкой, всего сущего. Любое тантрическое религиозное поклонение начинается с обращения к Ганеше. Поскольку он является одним из самых популярных индийских божеств, к нему обращаются с просьбой устранить препятствия в начале любого предприятия — путешествия, постройки дома, создания книги и даже написания обычного письма. Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (топор), пашу (аркан) и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте "наделения дарами", однако чаще всего она держит ладду — сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на крысе (или же она его сопровождает). Когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал его и сделал своей ваханой (ездовым животным). Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

Внешний облик Ганеши не очень привлекателен для рационального ума. Голова животного и приземистое толстое тело могут понравиться детям, но тем, кто считает себя уже взрослым, эта фигура кажется смешной. Однако не очень разумно позволять себе отвлекаться на грубую внешность Ганеши, так как он является покровителем тех людей тонкого ума, которые не обманываются внешним обликом. Кто не в состоянии увидеть в Ганеше Божественное и обращает внимание только на его вульгарную внешность, тот становится жертвой рационального разума (левого полушария мозга), который представляет собой величайшее препятствие на пути духовного развития.

Восприятие Ганеши как Божественной Силы успокаивает рациональный ум, рассеивает все его сомнения, которые остаются нашими злейшими врагами. Простая практика призывания Ганеши посредством молитвы, оказания ему должного уважения и покорности позволяет покорить рациональный ум и управлять им — вот почему Ганешу почитают как величайшего устранителя препятствий. Вера представляет собой огромную силу, которая превращает нисходящее течение пребывающей в вечном движении энергии в восходящее и соединяет человека с высшими центрами его собственного тела. Божественный Ганеша непоколебим. Тех, кто медитируют на нем и призывает его в начале любого мирского или духовного дела, он наделяет твердостью.

Ганеша обладает пятью силами (шакти). Каждая из этих сил является манифестацией могущества и власти Ганеши, а также отображают и наполняют различные планы мироздания.
Первая Шакти- проявляет чувство любви и сострадания, которые человек имеет относительно семьи и близких людей. Если любовь присутствует в доме, то достоинство, совершенство и достаток наполняют этот дом.
Вторая Шакти- это то же самое чувство, но распространенное на родственников, соседей или друзей. Очень трудно поддерживать это чувство, посколько из-за невежества, мы можем видеть недоразумения и расстройства между людьми. Когда чувство любви распостраняется на окружающих, то первая и вторая шакти сливаются, чтоб принести третий поток шакти.
Третья Шакти-это таже самая любовь, но распостраняется на всех людей, с которыми мы общаемся во внешнем мире. Это честные и гармоничные отношения в проведении бизнеса и торговли, финансах и богатстве мира.Очень трудно придерживаться таких чувств, поскольку частно умы людей освернены.В "Тирукурале" есть слова -"Только те торговцы (совр. пер. бизнесмены) будут процветать, чей бизнес защищает интересы других как свой"
Четвертая Шакти- это соеденение и комбинация первых двух и третьей. Четвертая Шакти Ганеши, помогает творчески-интуитивному преодолеть трудности, любовь к культуре, религии и всему, что приносит религиозность, почитание и самооценку. Здесь мы можем найти силу религии, которая приносит силу блага в музыке, искусстве, драме и танце. Именно через Четвертую Шакти религиозные практики выполнены в совершенстве, а их опыт переходит в будущее. Это также распостраняется на предков и сообщества.
Пятая Шакти-проявляется в осозновании себя и выражением любви к Богу. Любовь Ганеши со всеми нашими сердцами и душами-объедененное слияние этих пяти Сил. Это чувство побуждает нас к благотворительности, к постройкам храмов и святынь, к милосердию и любви к Богу. В конечном итоге, это любовь к Ганеше и обретению Его милости, как материального, эмоционального, интеллектуального и духовного изобилия.
Душа преданного, которая погружена в любовь к Ганапати, знает, что Ганеша не дающий, а "канал" для откровения. Он интуитивно понимает майю, но трезво знающий естественное и блаженное состояние единства с Богом. Такой преданный основа дхармы, защитник религии,
Помимо этого, Шакти Ганеши проявляются так же как:
Шестая Шакти - во владении Бога Муругана, который является Йога Раджей в пробуждении кундалини, которая никогда не должна пробуждаться, пока первые пять не были проявлены в естественную часть жизни. Шестая Шакти относится только к йоге, поскольку "голова" становиться храмом, в этом состоянии йог соединяется со знанием, и ответы на самые глубокие вопросы приобретают хрустальную чистоту и осознаность.
Седьмая Шакти- эта сила простирается дальше духовного знания о крае Абсолюта, в котором Шива и Муруган сливаются. Эта Шакти познана Риши и Святыми.
Сам муруган это хранитель Санатана Дхармы. Седьмая и Восьмая Шакти это Шива-Шакти, танец которых проявляет Творение.

Ганеша-янтра

Результаты медитации на ганеша-янтре воодушевляют садхака и позволяют ему обрести внутреннее равновесие. В этой янтре (как в тара-янтре или шри-янтре) бхупур имеет ярко-зеленый цвет. Зеленый цвет представляет собой сочетание теплого желтого и холодного синего, и потому является чрезвычайно могущественным — это цвет равновесия. Созерцание зеленого цвета производит дополняющий его цвет: красный . То есть, если вы будете достаточно долго смотреть на зеленую фигуру и потом закроете глаза, то остаточное изображение на сетчатке будет иметь красный цвет. Красный цвет хорошо заметен на расстоянии и является цветом жизни, воодушевления, полного превращения и свободы от правил и установлений. Лотос ярко-красного цвета с восемью лепестками олицетворяет восьмерицу пракрити (изначальной природы), в которую входят акаша, воздух, огонь, вода, земля, саттва, раджас и тамас. Шестиконечная звезда шафранового цвета символизирует равновесие, вызванное наложением обращенного вершиной вверх мужского треугольника и обращенного вершиной вниз женского треугольника. Желтый треугольник с направленной вверх вершиной в центре шестиконечной звезды олицетворяет "мужской сок", эликсир бессмертия. Цвет этого треугольника совпадает с цветом кожи тела Ганеши. Расположенный в центре этого треугольника (вписанного в шестиконечную звезду) бинду представляет собой самого Ганешу. Медитация на этом бинду является главной целью работы с янтрой. В данном случае бинду имеет ярко-золотой цвет — притягательный и приятный для глаз.

Ганеша, наиболее почитаем в штате Махараштра, Ему поклоняются как проявлению Брахмана, Нетленного и Несотворенного, как Высшему Существу и Абсолюту, как Создателю Мироздания и Владыке всего. Нет ни одного храма, ни одного человека в Индии где бы не выполнялось почитание и поклонение Ганеше. Именно Ганеша, является открывателем Врат к Богу. Для Ганапатьйев (поклонников Ганеши)- Ганапати это Высшее Существо и Бог.
Три опоры Саната Дхармы ( «Вечный Закон» или индуизм) - сатгуру, храмы и священные писания. Все вместе они открывают величие Бога Ганеши, Бога Дхармы и Любви, сына Шивы.
Как только, духовная и психическая связь установлена с Господом Винайагаром, который проявляется в нескольких формах, включая Слоноликого Бога Безусловности и Устранителя препятствий, каждый из нас постигает тайны Санатана Дхармы. Эта внутренняя связь, которая может быть тонкой как чувство, столь же незначительной как мечта или настолько смелое как личное осознание и вхождение в Муладхар Чакру, где присутсвует Винайака, управляющий тем типом сознания и космического уровня к которому соответсвует данная чакра.
Ганеша, Великий Страж духовных путей, Устранитель Преград, Винайака держит в руках петлю и стрекало, как символ его благой силы, разрещающий событиям происходить или ставящий препятствия на нашем пути. Поэтому. мы призываем его милость и мудрость перед любым поклонением или решением каких либо задач.Бог Ганапати, это Великий Покровитель искусства и науки, Он с Ликом Слона, Устранитель препятствий и Хранитель Дхармы. Он царствует как сила справедливости, воплощение кармического закона Шивы во всех трех мирах. Ганеше, это проявление Великолепия и истиности Абсолютного Брахмана, Он проявление Абсолюта, как Божественное Дитя. Суть Ганеши это пранава Ом, Ганапати это манифестация Ом-кара.
Ганеше, поклоняются все, независимо от сектанских или философских воззрений. Он связвывает их вместе в своей Любви. Винайака, является началом Санатана Дхармы, для всех привержинцев индуизма. Ганеша- персонификация материальной вселенной. Вселенная во всех ее различных, великолепных проявлениях - лишь форма Ганеши.
Винайагар, бог времени и памяти, он пребывает в муладхара чакре, удерживающий равновесие между высшими и низшими чакрами. Он хранитель прошлого и будущего вселенной. Природа Господа Винайагара- Совершенное Добро и Забота.Он руководит нашей кармой, находясь в нас.
Муладхара чакра управляет временем, значением и памятью. Поскольку ищущий Истину, поднимается над страхом и невежеством, то муладхара чакра становясь активной дарует правильное действие, правильную речь и память. Только, ищущий с сердцем, заполненым любовью, может приблизится к святым стопам Бога Ганеши. Посолько, духовный искатель поклоняется любящему Богу ганеши, чистота сознания проявляется в нем все сильнее, как только связь с ганешей установлена, то все внутренние противоречия устраняются и искатель обретает божественную защиту.
Ганеша, наиболее близкий к нашему материалному плану сознания, с ним очень легко найти контакт и Ему очень легко помочь нам в нашей ежедневной жизни и беспокойствах. В своих руках, Ганеша держит аркан и стрекало. Петлей, Он может сдерживать нас, устранять или приближать препятствия и преграды. Стрекалом, Ганеша может разрушить и удалить преграды. Ганеша, может ограничить и связть препятствиями или благословить устранив их. Его называют Владыкой Преград, Он может привнести в нашу жизнь припятствия, если мы не правильно направляемся на пути духовности, и его препятствия возвращают нас на правильный путь Дхармы. Когда, инстинктивная сторона нашего сознания заставляет отступить нас от Дхармы, Бог Преград должен блокировать наш путь. Его символ- свастика, символизируя Его вездещусность в покровительстве ищущим. Можно даже сказать, что Ганеша это Патриарх Санатана Дхармы.
Когда мы развиваем личные отношения с Ганешей, Он не позволит нам использовать наше своеволие и самоуправство, чтоб попасть в трудное положение. Направляя и оберегая нас на нашем пути, на протяжении всей нашей судьбы это Его милость к нам. Именно Ганеша представляет нас Богу и Богам Санатана Дхармы, и никто еще этого не делает. Ганеша, любит беспокоится о своих привержинцах. Он никогда не допустит, чтоб они действовали инстинктивно и не обдуманно, Он будет действовать решительно и справедливо, как Любящий Отец, но все его чаяния - это забота и помощь нам. Ганеша, может очистить нашу жизнь и облегчить наши трудности, Он устранит наши беспокойства и непонимание, невежество и обман.
Часто, люди воспринимают Бога и богов, как простые символы силы и философских поисков человека. Но, Боги это существа, которые способны общаться с нами, во всех мистических культурах, многие общались с Богами и постигали истину. Боги могут думать, видеть, слышать и т.д. как и мы. Обычному человеку, очень трудно понять поклонение и общение с Богом, но как только человек посещает храм и чувствует нечто невыразимое, это уже начало духовного служения.
Когда мы приближаемся к Божеству, мы должны понимать, что Ганеша чувствует наше присутствие, Он нас видит, как мы видим Его. Мы можем развить с Ним обычные человеческие отношения, Он может стать нашим другом. Очень легко вызвать в нас дружеское чувство к Нему, потому что, Ганеша управляет инстинктивно-интеллектуальной природой нашего сознания. Ганеша, управляет не только психикой, но и всеми силами, всеми природами и состояниями сознания. Если мы относимся к нему как к другу, предлагая ему радость и подарки, то мы сможем воспринять Его живое присутствие.

Представлять себе Ганешу, как карамельного доброго слоника, который может еще и дать денег, по меньшей мере, наивно. Не стоит забывать, что он ученый и воин. И не просто воин, а Главнокомандующий войсками Шивы, неоднократно проявивший себя как бесстрашный воин и гениальный полководец. Боги являются личностями,и имеют право обидеться на неправильное служение или оскорбление. И имеют возможности наказать. Существует много свидетельств, когда люди при обращении а Ганеше получали прямо противоположный результат просимому. Следует подойти к вопросу с уважением, и разобраться в процедуре.

ГАНЕША-ПУДЖА (Поклонение Ганеше)
Существует множество вариантов Ганеша-пуджи. Данное ниже описание пуджи предназначено, прежде всего, для индивидуального поклонения у домашнего алтаря.
Совершать эту пуджу может любой желающий, получивший ее описание, необходимую передачу мантр со слуха (вместе с рядом других инструкций, которые необходимо получить из уст учителя), а также благословение и право на ее выполнение непосредственно от гуру Тантрической Традиции. Только в этом случае право на совершение пуджи считается обретенным законным, одобренным Тантрами способом и принесет поклоняющемуся ожидаемые результаты (благословение Божества и сиддхи). В противном случае результат поклонения не будет столь эффективным, и весь эффект будет напрямую зависеть от милости Божества и от степени искренности и преданности самого поклоняющегося. Поклоняющемуся следует также непременно совершить почитание (по крайней мере, ментально) своего гуру перед выполнением данной пуджи.
1. Выполняется почитание Гуру: в уме вызывается образ духовного учителя (дикша-гуру), стопы которого поклоняющийся мысленно "помещает" у себя над макушкой и медитирует на них некоторое время. При этом совершается ментальная Гуру-пада-пуджа (почитание стоп Гуру) и произносится мантра-молитва духовному учителю. По крайней мере, ученик должен хотя бы вызвать мысленно образ Гуру и произнести посвященную ему молитву или мантру. Так ученик устанавливает в своем тонком теле мистическую связь с парампарой учителей и испрашивает благословение на совершение обряда. Дополнительные разъяснения относительно особенностей Гуру-пада-пуджи следует получить у самого Гуру.
2. Провозглашение намерения (самкальпы) : приготовив все необходимое для пуджи, приняв подходящую для поклонения позу, выполнив магическое "ограждение сторон" (диг-бандхану) и окропление предметов пуджи, садхака (садхика) вслух или ментально ясно формулирует и выражает основную цель совершения обряда примерно следующим образом :
"Я, такой (такая)-то, ученик(-ца) Гуру ..., в день .... такого-то года, в таком-то месте, по такому-то поводу и с такой-то целью намереваюсь, с благословения своего Гуру, совершить такую-то пуджу с целью умилостивления Ганеши и испрашивания его благословения на .... , а также .... ради .... Да будет мое намерение успешным и да будет почитаемый мною Ганеша удовлетворен и милостиво расположен ко мне!".
3. Выполнение ньясы (риши-ньясы и кара-ньясы)
касаясь лба : ГАНАКА-РИШАЙЕ НАМАХ (Почтение риши Ганаке!)
касаясь рта : НИЧРИД-ГАЙАТРИ-ЧХАНДАСЕ НАМАХ (Почтение метрическому размеру
ничрид-гайатри)
касаясь сердца (точнее груди на уровне анахата-чакры) :
ГАНАПАТАЙЕ ДЕВАТАЙАИ НАМАХ (Почтение Божеству Ганапати!)
Соединяя последовательно концы пальцев обеих рук (начиная с больших пальцев), проиносить мантры :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАМ АНГУШТХАБХЙАМ НАМАХ
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГИМ ТАРДЖАНИБХЙАМ СВАХА
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГУМ МАДХЙАМАБХЙАМ ВАШАТ
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАИМ АНАМИКАБХЙАМ ХУМ
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАУМ КАНИШТХАБХЙАМ ВАУШАТ
Соединяя ладони, а затем тыльные стороны кистей обеих рук, произнести :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАХ
КАРАТАЛА-КАРА-ПРИШТХАБХЙАМ ПХАТ
Касаясь правой ладонью своего тела в указанных местах, произносить :
Сердце : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАМ ХРИДАЙАЙА НАМАХ
Верх лба : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГИМ ШИРАСЕ СВАХА
Макушка головы : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГУМ ШИКХАЙАИ ВАШАТ
Скрещивая руки чуть ниже плеч : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ)
ГАМ ГАИМ КАВАЧАЙА ХУМ
Касаясь указательным, средним и безымянным пальцами обеих глаз и межбровья :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАУМ НЕТРА-ТРАЙАЙА ВАУШАТ
Ударяя указательным и средним пальцами правой руки по левой ладони :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАХ АСТРАЙА ПХАТ
4. Дхйана (медитация на образ Божества) :
ЭКАДАНТАМ ШУРПА-КАРНАМ ГАДЖА-ВАКТРАН-ЧАТУР-БХУДЖАМ
ПАШАНКУША-ДХАРАН-ДЕВАМ МОДАКАН-БИБХРАТ-АНКУРАИХ
РАКТА-ПУШПА-МАЙИМ МАЛАМ КАНТХЕ ХАСТЕ ПАРАМ ШУБХАМ
БХАКТАНАМ ВАРАДАМ СИДДХИ-БУДДХИБХЙАМ СЕВИТАМ САДА
СИДДХИ-БУДДХИ-ПРАДАМ НРИНАМ ДХАРМАРТХА-КАМА-МОКШАДАМ
БРАХМА-РУДРА-ХАРИНДРАДЙАИС-САМСТУТАМ-ПАРАМАРШИБХИХ
(Созерцаю с благоговением образ Одноклыкого, Большеухого, Слоноликого, Четырехрукого бога, держащего в своих превосходных руках петлю, стрекало, сладости модака и стебель тростника для письма, носящего на шее гирлянду из красных цветов, дарующего желанные дары своим бхактам, постоянно почитаемого богинями Сиддхи и Буддхи, дарователя людям совершенств (сиддхи) и разума (буддхи), праведности (дхармы), благополучия (артхи), наслаждения (камы) и освобождения (мокши), воспеваемого Брахмой, Рудрой, Хари (Вишну), Индрой и прочими богами вместе с высшими риши.)
Произнеся эту дхьяна-мантру, следует вызвать в уме образ Ганеши, почтить его ментальной пуджей, восторженно, с верой и преданностью созерцать его качества и атрибуты и наполниться внутренне его присутствием.
5. Прана-пратиштха (перенос энергии присутствия божества во внешний образ или янтру).
Выполняется с помощью авахана-мудры и красного цветка с мантрой :
ХЕ ХЕРАМБА ТВАМ-ЭХЙЕХИ ХЙАМБИКА-ТРЙАМБИКАТМАДЖА
СИДДХИ-БУДДХИ-ПАТЕ ТРЙАКША ЛАКША-ЛАБХА-ПИТУХ ПИТАХ
НАГАСЙАМ НАГАХАРАМ ТВАМ ГАНА-РАДЖАМ ЧАТУР-БХУДЖАМ
БХУШИТАМ СВАЙУДХАИР-ДИВЙАИХ ПАШАНКУША-ПАРАШВ-АДХАИХ
АВАХАЙАМИ ПУДЖАРТХАМ РАКШАРТХАМ ЧА МАМА КРАТОХ
ИХА"ГАТЙА ГРИХАНА ТВАМ ПУДЖАМ ЙАГАМ ЧА РАКША МЕ
(О Херамба! Приди же, о Сын трех Матерей, сын Амбики, Супруг богинь Сиддхи (Совершенства) и Буддхи (Разума), Отец божеств Лакши (Успеха) и Лабхи (Достижения)! Тебя, украсившего себя Змеем змей, Царя ганов, Четырехрукого, украшенного и вооруженного всевозможными божественными атрибутами - петлей, стрекалом и др., призываю ради пуджи и ради защиты моих действий. Приди же сюда и защити мою пуджу и жертвоприношение !)
Касаясь мурти (или янтры) Ганеши произнести :
ОМ БХУР-БХУВАХ СВАХ СИДДХИ-БУДДХИ-САХИТАЙА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
ГАНАПАТИМ-АВАХАЙАМИ СТХАПАЙАМИ
( Ом. ... Поклонение Ганапати, сопровождаемому богинями Сиддхи и Буддхи!
Призываю и устанавливаю присутствие Ганапати.)
6. Предложение божеству асаны (места):
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
АСАНАМ САМАРПАЙАМИ
7.Свагата (приветствие присутствия божества в мурти или янтре) и поклон :
НАМО ВРАТА-ПАТАЙЕ НАМО ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ ПРАМАТХА-ПАТАЙЕ
НАМАСТЕ'СТУ ЛАМБОДАРАЙАИКАДАНТАЙА ВИГХНА-ВИНАШИНЕ ШИВА-
СУТАЙА ВАРАДА-МУРТАЙЕ НАМО НАМАХ
(Поклонение Повелителю обетов, поклонение Ганапати, поклонение Повелителю праматхов ! Да будет тебе поклонение - Толстобрюхому Экаданте, Устранителю препятствий, Сыну Шивы, Благообразному - поклонение, поклонение! )
С о б с т в е н н о п у д ж а
8. Поднесение падьи (воды для омовения стоп):
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
ПАДЙАМ САМАРПАЙАМИ
9. Поднесение аргхьи (воды для омовения рук):
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
АРГХЙАМ САМАРПАЙАМИ
10. Поднесение ачаманийи (воды для испития) :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
АЧАМАНИЙАМ САМАРПАЙАМИ
11. Поднесение паньчамриты (смеси из молока, простокваши, гхи, меда и сахара) :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
ПАНЧАМРИТА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ
12. Поднесение шуддходаки (свежей чистой воды) :
ОМ .... ШУДДХОДАКА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ
13. Поднесение одеяний :
ОМ .... ВАСТРАНИ САМАРПАЙАМИ
14. Поднесение украшений :
ОМ .... БХУШАНАНИ САМАРПАЙАМИ
15. Поднесение чанданы (сандаловой пасты) :
ОМ .... ЧАНДАНАМ САМАРПАЙАМИ
16. Поднесение кумкумы или синдуры (красного порошка):
ОМ .... КУМКУМАМ (СИНДУРАМ) САМАРПАЙАМИ
17. Поднесение акшаты (цельных зерен риса или других злаков):
ОМ .... АКШАТАМ САМАРПАЙАМИ
18. Поднесение цветов :
ОМ ... ПУШПАНИ САМАРПАЙАМИ
Если предлагается только один цветок, то следует произнести "ПУШПАМ". При предложении гирлянды из цветов (или зеленых листьев) произносится мантра :
ОМ .... ПУШПА-МАЛАМ (ПАТРА-МАЛАМ) САМАРПАЙАМИ
19. Поднесение благовонного воскурения (дхупы) :
ОМ .... ДХУПАМ САМАРПАЙАМИ
20. Поднесение горящего светильника (дипы):
ОМ .... ДИПАМ САМАРПАЙАМИ
21. Поднесение жертвенного угощения (найведьи):
ОМ .... НАЙВЕДЙАМ САМАРПАЙАМИ
Особая мантра для поднесения свежих зеленых побегов злаковых растений :
ОМ .... АНКУРАМ САМАРПАЙАМИ
22. Поднесение цельного плода :
ОМ .... ПХАЛАМ САМАРПАЙАМИ
23. Поднесение ачаманийи (чистой воды для испития и очищения рта и губ):
ОМ .... АЧАМАНИЙАМ САМАРПАЙАМИ
24. Поднесение монет и т.п. атрибутов и символов богатства и благополучия :
ОМ .... ДРАВЙА-ДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ
25. Выполнение прадакшины (ритуального обхода алтаря по часовой стрелке) :
ОМ .... ПРАДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ
Во время обхода произносить :
ЙАНИ КАНИ ЧА ПАПАНИ ДЖАНМАНТАРА-КРИТАНИ ЧА
ТАНИ САРВАНИ НАШЙАНТУ ПРАДАКШИНАМ ПАДЕ ПАДЕ
(Все те грехи, что содеяны мною в различных воплощениях и жизнях, - все они да будут
уничтожены с каждым шагом этой прадакшины!)
26. Арати, предложение колеблющегося пламени (обычно горящей камфоры):
ОМ .... АРТИКЙАМ САМАРПАЙАМИ
Предлагать огонь стоя, под звуки пения или музыки (можно использовать магнитофонную запись), либо просто повторять "ДЖАЙА ГАНЕША ! ДЖАЙА ГАНЕША ! ..."
27. Пушпанджали (поднесение пригоршни цветов) :
ОМ .... ПУШПАНДЖАЛИМ САМАРПАЙАМИ
28. Поклон (намаскара) и молитва (прартхана):
ОМ .... СА-ПРАРТХАНА-НАМАСКАРАМ САМАРПАЙАМИ
Склонившись, читать молитву :
РАКША РАКША ГАНАДХЙАКША РАКША ТРАИЛОКЙА-РАКШАКА
БХАКТАНАМ-АБХАЙАМ КАРТА ТРАТА БХАВА БХАВАРНАВАТ
ВАКРАТУНДА МАХАКАЙА КОТИ-СУРЙА-САМАПРАБХА
НИРВИГХНАМ КУРУ МЕ ДЕВА САРВА-КАРЙЕШУ САРВАДА
(Защити, защити, о Повелитель ганов! Защити, о Защитник трех миров,
Дарователь бесстрашия бхактам, Спаситель от страданий в пучине бытия!
О Вакратунда, Огромнотелый, превосходящий своим сиянием миллионы солнц,
устрани, о бог, все препятствия во всех моих действиях и начинаниях!)
При этом можно также помолиться и своими словами (мысленно или вслух) о личных нуждах.
29. Джапа мула-мантры :
Взяв в правую руку четки, произнести джапамала-прартхану (молитву четкам):
МАМ МАЛЕ МАХАМАЙЕ САРВА-ШАКТИ-СВАРУПИНИ
ЧАТУР-ВАРГАС-ТВАЙИ НЙАСТАС-ТАСМАН-МЕ СИДДХИДА-БХАВА
АВИГХНАМ КУРУ МАЛЕ ТВАМ ГРИХНАМИ ДАКШИНЕ КАРЕ
ДЖАПА-КАЛЕ ЧА СИДДХЙ-АРТХАМ ПРАСИДА МАМА СИДДХАЙЕ
ОМ АКША-МАЛАДХИ-ПАТАЙЕ СУСИДДХИМ ДЕХИ ДЕХИ
САРВА-МАНТРАРТХА-САДХИНИ САДХАЙА САДХАЙА
САРВА-СИДДХИМ ПАРИКАЛПАЙА ПАРИКАЛПАЙА МЕ СВАХА
(О мала, воплощение Махамайи, олицетворение всех сил!
В тебе запечатлены все четыре цели человеческого существования. Будь же для меня
источником всех сиддхи! Избавь меня от всевозможных помех во время джапы, когда
я беру тебя в свою правую руку. Сиддхи и желаемый успех мне даруй!
О Повелительница всех четок! Превосходные сиддхи даруй, даруй!
Успех в практике всех мантр обеспечь, обеспечь!
Помоги мне обрести все сиддхи! Сваха!)
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ ВАРА-ВАРАДА
САРВА-ДЖАНАМ МЕ ВАШАМАНАЙА ТХАХ ТХАХ
(Ом. Шрим.Хрим.Клим.Глаум. Гам. Поклонение тебе, о Ганапати, дарователь желаемого!
Умы всех людей подчини моему влиянию! Тхах. Тхах.)
Повторяется (по четкам) эта мула-мантра Ганеши, как минимум, 108 раз (1 "круг"), после чего плод (результат) джапы также жертвуется божеству с мантрой :
ГУХЙАТИ-ГУХЙА-ГОПТА ТВАМ ГРИХАНАС-МАТКРИТАМ ДЖАПАМ
СИДДХИР-БХАВАТУ МЕ ДЕВА ТВАТ-ПРАСАДАН-ГАНЕШВАРА
(О Хранитель тайны всех тайн! Прими как дар выполненную мною джапу.
Даруй мне желанные сиддхи, о бог, по твоей милости, о Владыка ганов!)
Произнеся эту мантру, следует пожертвовать плод джапы в левую руку образа Ганапати.
30. Продолжение поклонения в других формах:
Если поклоняющийся желает, то может читать хвалебные гимны (стотры), петь бхаджаны, прославляющие Ганешу, повторять 108 или 1000 его имен, совершить хому (огненное жертвоприношение) или просто помолиться своими словами о личных нуждах.
31. Произносится кавача-мантра Ганеши :
ГАНЕША-КАВАЧА (Защитная молитва Ганеше)
(Из "Вишвасара-тантры")
ОМ АМОДАШ-ЧА ШИРАХ ПАТУ ПРАМОДАШ-ЧА ШИКХОПАРИ
САММОДО-БХРУ-ЙУГЕ ПАТУ БХРУ-МАДХЙЕ ЧА ГАНАДХИПАХ
Ом. Радующийся да защитит мою голову, сверху да защитит меня Радующий !
Самодовольный да защитит мои брови, межбровье - Повелитель ганов.
ГАНА-КРИДАШ-ЧАКШУР-ЙУГАМ НАСАЙАМ ГАНАНАЙАКАХ
ГАНА-КРИДАЧИТАХ ПАТУ ВАДАНЕ САРВА-СИДДХАЙЕ
Играющий с ганами - глаза, нос - Повелевающий ганами.
Развлекающийся с ганами да защитит мое лицо ради обретения всех сиддхи.
ДЖИХВАЙАМ СУМУКХАХ ПАТУ ГРИВАЙАМ ДУРМУКХАХ САДА
ВИГХНЕШО ХРИДАЙЕ ПАТУ ВИГХНА-НАШАШ-ЧА ВАКШАСИ
Язык да защитит всегда Прекрасноликий, шею - Безобразный.
В сердце и в груди да защитит меня Устранитель препятствий.
ГАНАНАМ НАЙАКАХ ПАТУ БАХУ-ЙУГМЕ САДА МАМА
ВИГХНА-КАРТТА-ЧА УДАРЕ ВИГХНА-ХАРТТА ЧА ЛИНГАКЕ
Повелевающий ганами да защитит всегда мои суставы,
Создатель препятствий - чрево, Уничтожитель препятствий - все тело.
ГАДЖА-ВАКТРАХ КАТИ-ДЕШЕ ЭКАДАНТОНИТАМБАКЕ
ЛАМБОДАРАХ САДА ПАТУ ГУХЙА-ДЕШЕ МАМАРУНАХ
Слоноликий, Обладатель одного бивня - мои бедра,
Толстобрюхий да защитит в тайном месте мою красоту !
ВЙАЛА-ЙАДЖНОПАВИТИ МАМ ПАТУ ПАДА-ЙУГЕ САДА
ДЖАПАКАХ САРВАДА ПАТУ ДЖАНУ-ДЖАНГХЕ ГАНАДХИПАХ
Да защитит всегда мои стопы Обвитый священным шнуром,
Повторяющий мантры Владыка ганов да защитит всегда мои колени и голени.
ХАРИДРАХ САРВАДА ПАТУ САРВАНГЕ ГАНА-НАЙАКАХ
Рыжеватый Повелитель ганов да защитит всегда все члены моего тела !
32. Выполняется висарджана (отсоединение энергии присутствия божества от мурти или янтры и вбирание ее в себя) :
СВА-СТХАНАМ ГАЧЧХА ГАНЕША ПАРИВАРАЙУТА ПРАБХО
ПУДЖА-КАЛЕ ПУНАР-НАТХА ТВАЙА ГАНТАВЙАМ-АДАРАТ
(Отправься в свою обитель, о Ганеша! Возвратись к себе, о Повелитель !
Явись снова, когда я буду почитать тебя.)
Произнеся эту мантру следует вобрать в себя энергию присутствия Ганеши взглядом и вдохом (с помощью самхара-мудры и цветка). Затем, осознавая себя наполненным божественным присутствием, причаститься от пожертвованных Ганеше даров, нисколько не сомневаясь в том, что испрашиваемое благословение и милость божества уже получены.
ОМ САРВАМ МАХАГАНАПАТИ-ДЕВАТАРПАНАМ-АСТУ
Да будет все пожертвовано великому Господу Ганапати!



Владимир Калабин . http://kalabin-yoga.ru/


#Yoga_Kings #Йога #Хатха_йога #Аштанга_йога #Владимир_Калабин

Комментарии
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ